Самарские отшельники
Группа жителей Самары по религиозным соображениям добровольно ушла жить в тайгу. Глава общины —отец Константин раньше служил в храме Кызыла, потом переехал в Самарскую область. Там его и посетила идея жить в тайге, подальше от людей. Он нашел единомышленников, они продали свое имущество, и с вертолета, нанятого почти за миллион рублей, группа высадилась в Саянах.
Поселение отшельников находилось недалеко от границы Бурятии и Тывы, в районе озера Беллин-Холь Каа-Хемского района Республики Тыва. Не так довно МЧС России эвакуировало отшельников: поиски паломников организовала девушка Елена из Самары, племянница матушки Веры, которая готовила постную пищу для отшельников. Девушка обратилась в МЧС и в редакцию одной из центральных газет.
Журналист встретился с жителем Тулуна Николаем Терещенко. Он путешественик-экстремал и первым обнаружил в тайге группу самарских отшельников. Именно Николай Александрович помогал спасателям и милиции найти поселение. Правда, он до сих пор недоумевает, для чего их спасли… По мнению Николая Терещенко, паломники в этом не нуждались и не собирались выходить из тайги.
В 2007 году я впервые узнал, что у притока Енисея Хамсары живут монахи, и навестил их, приехал к ним на снегоходе с продовольствием, — говорит Николай Васильевич. — Люди поселились в заброшенном зимовье рыбаков-промысловиков, рядом построили маленькие бревенчатые домики. Отшельники приняли меня приветливо, дружелюбно. У них открытые лица свободных от сует и греховных мыслей людей. Глава скита — отец Константин, интеллектуальный человек, хотя он не принимал новые паспорта и страховые свидетельства (ИНН), уверял, что миром сейчас правит антихрист.
Люди ехали с Константином не насильно, — рассказывает тулунский путешественник. — Они, уставшие от городской суеты, грязного воздуха, беспредела в нашей стране, хотели обрести чистоту в другом мире. Я познакомился с отшельниками. Их все устраивало, хотя условия в тайге были очень экстремальными. За первые полтора года в поселении отшельников умерли две женщины-монашки. Одна страдала тяжелым психическим расстройством, другой, матушке Марианне, еще перед поездкой в горы поставили диагноз «рак», она хотела духовно очиститься перед смертью. Их похоронили в тайге, возле скита.
К отшельникам я приезжал часто и осенью, и зимой. У них был большой запас продуктов. Я привозил лекарства. Иногда даже вертолетом им забрасывал посылки. Несколько месяцев в 2008—2009 годах отшельники прожили в тулунском доме отдыха, которым владеет Николай Терещенко.
68-летний отец Константин пожаловался мне, что на старом месте к ним часто приходили туристы и не давали верующим жить спокойно, — расказывает Николай Васильевич. — Мы перевезли всех отшельников в Нижнеудинск, потом я поселил их в своем доме отдыха. К ним за моральной поддержкой приходили местные жители — они общались, вместе молились, ходили исповедоваться. Паломники поправились, отдохнули, подлечились. Одну женщину отправили на курорт, батюшка Константин ездил в дом отдыха, лечил глаза.
Летом 2009 года отшельники снова уехали в тайгу, на реку Тиси. В 30 километрах от поселения отшельников находилась база геологов. Отшельники постоянно обращались к ним за помощью, общались по спутниковому телефону с родственниками. К 2009 году их осталось всего 6 человек. Остальные либо вышли из тайги, либо умерли.
Честно говоря, не понимаю, зачем отшельников нужно было вывозить из тайги и возвращать их в Самару? Они все равно уйдут от людей. Зачем МЧС было тратить такие средства на вывозку отшельников из тайги? Непонятно. Они не терялись, не умирали и не голодали.
Сотрудники МЧС искали отшельников одну неделю. Проводником у них был Николай Терещенко. Тулунский предприниматель не понимает, зачем в Интернете нужно было раздувать историю про
— Я подумал, может быть, у них появились какие-то проблемы, — говорит Николай Васильевич. — И принял участие в спасении монахов. Загрузил снегоход с оборудованием. В поселке Орлик в Бурятии (отшельники находились в нескольких десятках километрах от этого населенного пункта) нашел опытного проводника Николая Будаева. С ним мы поехали в тайгу на вездеходе. К нам пристроилась колонна из двух машин — на КамАЗе ехало 11 спасателей, на Урале — сотрудники ФСБ и МВД.
Как только мы добрались до базы геологов, нас неожиданно попросили вернуться домой. Не знаю, для чего это было сделано. Может быть, сотрудники правоохранительных органов не хотели, чтобы мы видели, как отшельников уговаривают вернуться домой. Знаю, что верующие сами никогда бы не ушли из тайги. Они никому не мешали — как хотели, так и жили. Сейчас группу отшельников разместили в санатории-профилактории «Серебрянка» в Кызыле. Состояние паломников удовлетворительное. Все отшельники проходят специализированный медицинский осмотр.
Возвращению паломников из Самары рады только их родственники. Сами отшельники уже подумывают о том, чтобы спустя некоторое время снова вернуться в горы
В Интернете и СМИ отца Константина (Александра Воробьева) называют «сумасшедшим старцем», который зомбировал немощных, больных людей и заставил их продать все свое имущество, чтобы отправиться с ним в паломничество в непроходимую тайгу и ждать конца света. Матушка Серафима (на фото) в инвалидной коляске больше 4 лет скиталась по тайге с батюшкой-наставником. Все дни, проведенные в отшельничестве, за ней тщательно ухаживали прихожане, она не голодала и сейчас отзывается об отце Константине только с теплотой
Самарских отшельников ищут в глухой тайге Олег НОВИКОВ, Татьяна ПАРАМОНОВА Бывший священник из Похвистнева увел за собой в Сибирь тридцать человек. «Репортер» встретился с девушкой, которой удалось вырваться из секты
На днях Управление МЧС Республики Тыва сообщило, что спасатели начали поиски группы самарских отшельников, пропавших в труднодоступной горно-таежной местности рядом с границей России и Монголии. В 2006 году паломники, среди которых были и дети, под предводительством бывшего настоятеля одного из храмов в Похвистнево Константина (в миру Александра Кузьмича Воробьева) отправились в тайгу, чтобы заниматься натуральным хозяйством и спасать свои души.